Законопроект о психологической деятельности 2025: анализ и перспективы принятия

В Государственную думу РФ был внесен законопроект № 846 497−8 «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации» и включен в примерную программу решением Совета Государственной Думы на май 2025 года. Что предлагают авторы законопроекта? Какова вероятность его принятия?

© Дмитрий Демидов,

адвокат, к.ю.н., доцент

21 апреля 2025

В Российской Федерации история попыток законодательного регулирования психологической деятельности насчитывает ни один десяток лет. Достаточно подробно эти проекты разбирались и обсуждались, но до принятия ни один из вариантов законопроектов так и не дошел, как правило, они даже не были внесены по правилам регламента Государственной Думы РФ. 20 февраля 2025 года группа депутатов от фракции «КПРФ» внесла законопроект и сопроводительную документацию к нему в соответствии с требованиями законопроектной деятельности (далее по тексту — «Законопроект»).

Цель настоящей статьи провести общий юридический анализ обозначенного законопроекта, оценить юридическую конструкцию проекта закона и предоставить общую экспертную оценку. Так как автор статьи ранее публиковал свое мнение по вопросу правового регулирования деятельности психологов, в том числе в научных изданиях (см. по ссылке), в настоящей статье будут затронуты только вопросы конкретного законопроекта.

Для удобства читателя справа приводится навигация по заголовкам статьи.

Законопроект № 846 497−8 «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации»: внесение и концепция

Профильный комитет предложил включить указанный проект федерального закона № 846 497−8 в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2025 года (май), направил законопроект и материалы к нему в комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и иные инстанции. 31 марта 2025 Советом Г Д РФ предложения профильного комитета приняты, выполнены иные необходимые мероприятия. Таким образом на сегодняшний день имеется оформленный и включенный в план весенней сессии законопроект.

Одним из ключевых документов (в пакете к законопроекту), объясняющих концепцию и целесообразность его принятия, является пояснительная записка. Именно пояснительная записка и качество её написания дают возможность понять законотворческую инициативу и определить её концептуальные основания.

Пояснительная записка анализируемого законопроекта достаточно подробна и состоит из 5 страниц, которые включают основные направления регулирования, юридическую терминологию по тематике проекта, разъяснения необходимости создания законодательных основ психологической деятельности, некоторые статистические и социологические данные, иные тезисы о необходимости принятия законопроекта.

По мнению авторов: «Данным законопроектом заложены основы именно психологической деятельности, которая подразделяется на психологическую помощь (в основе, которой лежит государственное регулирование) и платные психологические услуги, к которым наблюдается большое количество претензий, особенно к их качеству и безопасности. Проект федерального закона устанавливает правовые условия для качественного оказания психологической помощи и платных психологических услуг, формируя единую систему психологической деятельности. Положения законопроекта не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской (медикаментозной) психотерапевтической помощи гражданам» (стр. 2 Пояснительной записки).

Структура, основные понятия законопроекта. Требования к осуществлению психологической деятельности

Законопроектом предлагается название федерального закона: «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации». Структура законопроекта упрощенная и включает 16 статей, без разделов и глав. Статья 2 законопроекта включает 8 основных понятий: психологическая деятельность, психологическая помощь, получатель психологической помощи, платная психологическая услуга, получатель платных психологических услуг, психолог, психологическая организация, психологическое благополучие.

Важным представляется отметить, что авторы законопроекта идут по пути разграничения двух терминов (концептуально объясняется в пояснительной записке): психологическая помощь и платная психологическая услуга. Исходя их определений ст. 2 Законопроекта, психологическая помощь — это комплекс мероприятий, направленных на поддержание психологического благополучия и оказывается психологами бесплатно (то есть имеется в виду государственная помощь), ее получателем может быть только физическое лицо (п. 3 ст.2 Законопроекта); а платная психологическая услуга — это комплекс мероприятий, направленных на поддержание психологического благополучия и предоставляемых как физическим, так и юридическим лицам на основании договора.

Психолог в соответствии с п. 6 анализируемой статьи «гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную деятельность, направленную на поддержание психологического благополучия граждан Российской Федерации и отвечающий требованиям, установленным в ст. 11 настоящего Федерального закона». Обратимся к перечисляемым требованиям.
Профессиональные:
  1. граждане, имеющие профильное высшее образование и отвечающие соответствующим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
  2. граждане, имеющие высшее (непрофильное) образование и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по соответствующему профилю деятельности, подтвердившие профессиональную квалификацию в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в профессиональных стандартах.

Ограничительные требования и запреты:
  1. недееспособные или ограниченно дееспособные лица;
  2. лица, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  3. лица, имеющие или имевшие судимость, подвергшиеся уголовному преследованию по ряду уголовных преступлений;
  4. лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Квалификационные требования:
  1. прохождение повышения квалификации раз в пять лет;
  2. дополнительные лицензии, аккредитации, иные специальные разрешения, а также иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  3. признание образования и квалификации для граждан, получивших образование в иностранных государствах;
  4. дополнительные требования при работе в государственных и муниципальных учреждениях, закреплённые в законодательстве РФ;
  5. трехлетний трудовой стаж по профилю деятельности для начала частной практики.

Как видно из приведенных положений, законопроектом вводится широкий перечень требований к практикующему психологу, который сам по себе может быть расширен в иных нормативно-правовых актах, а также квалификационных требованиях. В некоторых случаях, в части ограничительных требований, авторы законопроекта прибегают к слишком широкой формулировке нормы, что искажает смысл некоторых действующих институтов, в частности институтов снятой и погашенной судимости.

Психологическая тайна при осуществлении психологической деятельности

Законопроектом предлагается ввести понятие «психологическая тайна», к которой относятся: «любые сведения, полученные психологом при осуществлении психологической деятельности, в том числе о факте обращения, психологическом состоянии, результатах психологического обследования, о личной жизни, семье получателя психологической помощи и (или) платных психологических услуг» (п. 1 ст.10 Законопроекта).

Пунктом 3 статьи 10 Законопроекта вводятся случаи, когда разглашение психологической тайны допускается без согласия получателя психологической помощи и (или) получателя платных психологических услуг:

  1. в случае обоснованного предположения о наличии в действиях получателя психологической помощи/услуг признаков угрозы его жизни и здоровью или третьих лиц, в том числу в чрезвычайных ситуациях;
  2. по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществление прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнение уголовного наказания.

Представляется, что подобная формулировка пункта 3 статьи 10 Законопроекта отчасти нивелирует сформулированный институт психологической тайны, так перечень субъектов, которым она может быть раскрыта (а равно и обстоятельств, при которых раскрывается) излишне широкий и несёт в себе элемент государственного надзора. Например, иные виды тайн охраняются законами более строго и процедуры их получения более сложные (врачебная, банковская, налоговая и т. д.), а субъекты и обстоятельства допуска к ним более ограничены.

Так как в законе отсутствуют нормы, регулирующие документооборот при оказании психологической деятельности либо нормы отсылающие к такому регулированию, отсутствует терминология в части ведения записей и формирования документов в психологической практике, не вполне понятно какие именно сведения должен будет предоставить психолог в соответствии с требованиями вышеуказанной статьи. Из проанализированных норм законопроекта не следует, что психологическая деятельность должна быть каким-то образом регламентирована в части записей и ведения документации.

Какие еще нормы регулирования содержит Законопроект об основах регулирования психологической деятельности?

Выше рассмотрены важные концептуальные аспекты регулирования, которые предлагаются в анализируемом законопроекте. Иные нормы законопроекта касаются форм психологической деятельности и оказания психологической помощи анонимно (ст.5), видов психологической деятельности (ст.6), оказания психологической помощи несовершеннолетним (ст.7), прав на содействие отдельным гражданам получении психологической помощи (ст.8), прав получателей психологической помощи или платных услуг (ст.9), прав и обязанностей психолога (ст.12), договора на оказания платных психологических услуг (ст.13), объединений психологов и психологических организаций (ст.14).

Приведенные статьи имеют отсылочные нормы к иному законодательству РФ, которое уже регулирует имеющиеся общественные отношения по поводу услуг (Гражданский кодекс РФ, Закон о защите прав потребителей), либо формулировки о необходимости принять соответствующие нормативно-правовые акты в развитие положений законопроекта.

Общий анализ законопроекта о психологической деятельности и критические замечания

Законопроект, как показывает анализ его основных положений и сопроводительных документов, имеет достаточно большое количество спорных юридических конструкций с одной стороны, и существенное количество правовых пробелов с другой. Сама по себе концепция законопроекта, предполагающая разделение понятий «психологическая помощь» и «платная психологическая услуга», выглядит не вполне удачной и терминологически громоздкой. Разделение по признаку «бесплатности», по логике законопроекта, предполагает дополнительное нормативное регулирование бесплатной психологической помощи, при этом авторы законопроекта умалчивают о том, каким образом это будет сделано (например, в проекте есть статья 8, указывающая, что есть отдельные категории граждан, которые имеют право на содействие в оказании психологической помощи).

В законопроекте неоднократно, в разных статьях указывается на дополнительное законодательное и нормативно-правовое регулирование его отдельных положений, однако никакого перечня авторы законопроекта ни в пояснительной записке, ни в тексте иных документов не приводят. В перечне изменяемых законодательных актов ошибочно указывается, что принятие федерального закона не потребует изменения или принятия законов Российской Федерации, что противоречит положениям самого законопроекта.

Спорным выглядит понятийный аппарат законопроекта, в частности определение психологического благополучия (п. 8. ст.2). Например, понятие платной психологической услуги включает в себя отсылку к этому определению. Так как услуга является платной и, как пишут сами авторы в законопроекте, на неё распространяются нормы гражданского законодательства и закона о защите прав потребителей (п. 4 ст.9, п. 1 ст.13), то возникает вопрос: как при гражданско-правовых или административно-правовых механизмах защиты права стороны будут юридически корректно доказывать свои позиции в отношении достижения/не достижения психологического благополучия, в основе которого, по мнению авторов, лежит «успешная реализация своего потенциала» (то есть крайне субъективная оценочная категория).

Положения об институте психологической тайны выглядят недоработанными. Отчасти выше мы уже указывали на пороки пункта о получении доступа к тайне без согласия клиента психолога. В законопроекте не предусмотрено каким образом оформляется и подлежит хранению та информация, которая подпадает под психологическую тайну. Из законопроекта следует, что не предусмотрен ни один из видов юридической ответственности за ее разглашение.

Некорректными выглядят некоторые из формулировок обязанностей психолога. В частности, пп.5 п. 2 ст.12 Законопроекта обязывает психолога «руководствоваться в профессиональной деятельности традиционными российскими духовно-нравственными ценностями». Сама по себе формулировка подобной обязанности выглядит как неправовая. Профессиональная деятельность измеряется законодательными, дисциплинарными и этическими нормами в профессии, а не нравственными ориентирами, формирующими мировоззрение граждан (см. определение в п.7 Указа Президента Р Ф от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»).

Представляется, что одним из самых важных пробелов в законопроекте является отсутствие четких норм о сообществах психологов и их объединениях. Авторы законопроекта предложили создать инфраструктуру психологической деятельности без должного уровня регламентации органов психологического сообщества и их деятельности. Но из смысла правового регулирования любой деятельности следует, что необходимо создание четкой нормативно-правовой базы, указывающей на конкретные субъекты, контролирующие те требования и стандарты, которые этим регулированием вводятся, а именно этих нормативных положений в законопроекте нет.

В завершение отметим, в законодательном регулировании Российской Федерации есть ряд положительных примеров регулирования деятельности различного рода сообществ, вызывает некоторое недоумение, что представители законодательной ветви власти игнорируют этот полезный опыт и вносят, по нашему мнению, недоработанный законопроект с пороками в юридической технике. С учетом действующего состава субъектов законодательной инициативы, проанализированный законопроект имеет низкие шансы его принятия.

В статью будут вноситься изменения с учетом движения законопроекта в Государственной Думе Р Ф.
Статьи, которые могут вас заинтересовать:
Правовая помощь психологу
Подборка статей для частнопрактикующих психологов по юридическим вопросам
Юридические аспекты в работе психолога
В последнее время актуализировались дискуссии о регулировании работы психологов. Широко обсуждался так называемый проект закона о психологической помощи и скандал вокруг него. Как вести частную психологическую практику в современных условиях юридически грамотно?
Психолог, психотерапевт или врач-психиатр: правовые аспекты и отличия
В чем правовые отличия психолога от психотерапевта или врача-психиатра? Как разобраться и понять к кому идти?
Конфиденциальность для клиента: что нужно знать при работе с психологом?
Принцип или правило конфиденциальности является одним из краеугольных камней психологической работы. Как функционирует это правило и что в него включается? Разбираемся в статье.
Оформление работы психолога с клиентом: договор, информированное согласие или публичная оферта?
Частная психологическая практика имеет ряд правовых особенностей. Какое соглашение психологу заключать с клиентом и как это сделать?
Законодательное регулирование деятельности психолога в России
Описание законодательных основ консультативной работы психолога.