7 апреля 2025 года опубликован
Федеральный закон от 07.04.2025 № 69-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Данный закон вводит ряд запретов, касающихся противодействию навязывания дополнительных товаров (работ, услуг) потребителю. В частности, новой редакцией статьи 16 Закона о защите прав потребителей
запрещается:
- навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг) приобрести дополнительные товары (работы, услуги) или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено законом;
- проставление продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) автоматических отметок о согласии потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) или выражение продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) за потребителя такого согласия в ином виде либо формирование продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) условий, предполагающих изначальное согласие потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг).
Законом также предусмотрено, что
требование потребителя о возврате уплаченной за навязанные дополнительные товары (работы, услуги) или приобретенные без его согласия дополнительные товары (выполненные дополнительные работы, оказанные дополнительные услуги) денежной суммы
должно быть удовлетворено в течение трех дней со дня его предъявления.
Таким образом, законодатель ввел правовой механизм защиты аналогичный механизму защиты прав потребителей финансовых услуг, который содержится в
Федеральном законе от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Новая редакция закона вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Предпринимателям и самозанятым до 1 сентября 2025 года следует уделить особое внимание условиям и механизмам продажи товаров (работ, услуг) на своих сайтах, офертах, приложениях в части соблюдения новых требований и привести их в соответствие с требованиями новой редакции во избежание привлечения к административной или гражданско-правовой ответственности.