Участие адвоката в делах по КоАП РФ

© Дмитрий Демидов,

адвокат, к.ю.н., доцент

10 октября 2024

В Российской Федерации происходит усиление мер административной ответственности по различным направлениям. С 2002 года Кодекс Р Ф об административных правонарушениях (КоАП РФ) претерпел 528 редакций, только в 2024 году было принято 15 редактирующих федеральных законов. Такая динамика изменений КоАП демонстрирует усиливающуюся роль административной ответственности. КоАП включает 10 видов административных наказаний, часть из которых может грозить гражданам и бизнесу существенными издержками. Согласно внесенному законопроекту о бюджете на 2025−2027 гг., Правительство Р Ф планирует получить в федеральный бюджет за указанный период 592,7 млрд рублей в виде штрафов, санкций и возмещений ущерба.

В каких случаях гражданин или юридическое лицо, привлекаемые к административной ответственности, может обратиться к адвокату (защитнику)?

Согласно ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат.

Вместе с тем, процессуальными нормами не установлено обязательное участие адвоката даже в случаях применения такой административной санкции как арест; в связи с этим у органа, уполномоченного рассматривать дело об административной ответственности, отсутствует обязанность предоставлять возможность получения государственного защитника при привлечении гражданина или юридического лица к административной ответственности.

Однако это не означает, что гражданин или юридическое лицо не имеют права обратиться к адвокату. В соответствии с ч.4 ст. 25.5 КоАП защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Таким образом одним из оптимальных вариантов и стратегий защиты прав гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица является заблаговременное заключение соглашения об оказании юридической помощи с адвокатом, для возможности защиты права на ранней стадии административного разбирательства. Другим вариантом является обращение к адвокату в процессе административного производства, в случае если производство уже начато, то обращаться рекомендуется как можно раньше.
Фото: Rob Girkin, Unsplash

Снижение рисков или минимизация административного наказания

Административная ответственность базируется на конституционном принципе презумпции невиновности. Данный принцип предполагает, что любое лицо, в отношении которого заведено дело об административном правонарушении невиновно, пока не доказана его вина. Поэтому вопрос защиты права в подобного рода делах является крайне важным и должен решаться в рамках административно-правовых норм. Так согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом, а при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Таким образом, осуществление уполномоченными органами процедурных вопросов привлечения гражданина или юридического лица к административной ответственности должно проводиться с соблюдением требования закона, включая оформление документов. Крайне важным моментом является корректное оформление процессуальных документов и разъяснение соответствующих положений в отношении законным прав и свобод лица, привлекаемого к ответственности.

Участие адвоката на всех стадиях административного производства позволит:

  1. снизить риски незаконного привлечения к административной ответственности;
  2. убедиться в подведомственности производства, принимающего решение органу;
  3. квалифицированно обжаловать принятое административным органом решение, если оно реализовано с нарушениями;
  4. снизить вероятность необоснованного назначения более строго административного наказания;
  5. прекратить административное производство по законным основаниям, если такие имеются;
  6. применить правовые возможности прекращения административного производства по процессуальным основаниям или в силу малозначительности административного правонарушения.

Правовые последствия игнорирования правовой помощи по делам об административных правонарушениях

Вопросы защиты законных прав и интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, лежат в плоскости добровольного решения за ее обращением. Важно помнить, что игнорирование квалифицированною юридической помощи может привести к нежелательным последствиям привлечения лица к административной ответственности. На сегодняшний день административные процедуры по КоАП РФ являются достаточно сложными по нескольким причинам: непосредственной сложной структуры кодекса, сжатыми сроками обжалования административных актов привлечения к ответственности, вариативностью применения административных наказаний.

В некоторых случая привлечение к административной ответственности при повторном правонарушении может квалифицироваться как уголовно наказуемое деяние, что является очевидно нежелательным для гражданина. Увеличивающееся количество составов административных правонарушений и их вариаций, избыточность и жесткость административных наказаний в большом количестве правонарушений могут негативно сказаться как на работе индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, так и на обычной жизнедеятельности граждан.
настоящая статья носит информационный характер и не может рассматриваться как юридическая консультация