© Дмитрий Демидов

Недовольство всем вокруг: нужно ли что-то менять?

Недовольство чем-либо — обычная человеческая реакция. Но что делать, если недовольство становится перманентным? Попробуем разобраться.
Июнь, 18, 2022

Фото: Liza Summer, Pexels
Первое, с чего я начну эту статью, это с признания. Я долгое время был, и, возможно, в чём-то остаюсь, недовольным человеком. И для меня вопрос в названии статьи не самый простой. Быть вечно недовольным неприятно, о чем тут можно писать? Но, думаю, есть о чем.

Начну с небольшого разъяснения. Недовольство — это одна из поведенческих реакций человека на какие-то обстоятельства. К синонимам недовольства относят: неудовольствие, неудовлетворение, неудовлетворённость.

Недовольство и его разновидности

Как правило, мы знаем (или так думаем), что может вызвать у нас недовольство: плохое вождение других водителей, парковка на газонах, плохая работа коллеги, грязная обувь, повышение цен, новость об идиотских законах, очевидно, что список будет бесконечным. Однако, этот бесконечный список может пополняться каждый день, и согласитесь, реагировать на все эти триггеры — прямая дорога в диспансер. Время еще сейчас такое, мягко говоря, хаотичное.

Можно говорить условно о двух типах недовольства, первый связан с внешними факторами (средой), второй с внутренним отношением к этим факторам. Понятно, если вам на ногу наедет велосипед, тут недовольство вылетит автоматически. Но внутренняя реакция на внешние факторы — это самый распространенный тип недовольства, то есть тот тип, при котором наша реакция на раздражители становится фундаментальным аспектом этого недовольства.

Недовольство всем вокруг: в чем корень проблемы?

Накапливая недовольство собственными мыслями и реакциями на многие внешние факторы, включая домысливание по поводу поведения других людей, человек постепенно погружает себя в недовольство как нормальную среду реагирования на бесчисленные раздражители. Актуальное состояние нашего общества во многом предопределяет среду жесткой социальной модели рабочего времени, графика постоянной занятости, тотального игнорирования многих правовых норм; что иногда приводит к мысли: «Как тут можно быть хоть чем-то довольным?!». И мне это знакомо.

Но давайте посмотрим на эту проблему с психологической позиции. И я, конечно, не смогу здесь обойтись без упоминания двух поведенческих моделей: психологической ригидности (негибкости) и психологической гибкости. Недовольство всем вокруг позиция заведомо ригидная. Я оговорюсь, что «недоволен всем вокруг» — это словосочетание из практики (так иногда говорят клиенты на сессиях), и я достаточно часто его слышу в разговорах с характеристикой какого-то человека, еще говорят «вечно недоволен».

Итак, ригидность позиции тотального недовольства вызывает мало сомнений. Здесь важно вспомнить, что за тотальным недовольством могут скрываться разные обстоятельства, и как обычно мы не говорим о сложной реакции человека на личностные изменения, связанные, например, с болезнью или потерей (хотя в исследованиях применимости терапии принятия и ответственности ведутся попытки рассмотреть возможности АСТ в этом направлении).

Недовольство и эмоции

Но что не так с недовольством? Есть еще один аспект, который стоит учитывать при недовольстве. Это эмоциональный компонент нашей реакции. Наука до сих пор окончательно не ответила на вопросы, связанные с происхождением и конструированием эмоций (вот, например, исследование коллеги об эмоциях в терапии). Однако определенные открытия в исследовании эмоций основываются на эволюционной биологии. Если кратко, то эмоции, в том числе негативные, имеют эволюционную основу информирования. Ярость, грусть, стыд несли и несут соответствующую информационную нагрузку.

Так как в современной жизни человек совсем уже не бегает по саванне и не сидит в пещерах (хотя это не точно), наши болезненные чувства и культурно-социальные феномены замещают подлинную угрозу болезненными чувствами. Во многом они и обосновывают наше недовольство. Отрицательные эмоции помогают оставаться в безопасности. Склонность к негативному мышлению имеет под собой определенные эволюционные основания.

Попробуйте вспомнить, как часто ваши друзья (или вы сами рассказывали) о той «катастрофе», которая их ждет на защите отчета/бюджета, выступления в суде/комиссии и т. д. Некоторые начинали беспокоиться за недели, а некоторые за месяцы. Наверное, тяжеловато было общаться в такие их периоды.

Что же делать с недовольством?

Каждый день происходит масса событий, многие из них вызывают недовольство. И это вполне нормальный процесс. В нем нет ничего не обычного. Но мы можем выбирать, как настраивать свое отношение к нашему же недовольству. Можно научиться наблюдать за недовольством, вы же помните, что вы и ваши мысли — это не одно и то же (смотрите об этом здесь)?

В конце концов, нам самим решать менять в себе что-то, связанное с вечным недовольством, или нет. На личном опыте могу сказать, что изменения в себе непростая штука, и быть недовольным слишком просто. Но всё-таки мы не так просты, так почему не попробовать снизить градус недовольства?
Made on
Tilda