Напомним, поведенческая теория депрессии основывается на том, что такие процессы как потеря позитивного подкрепления, увеличение негативного подкрепления и излишнее наказание влияют на создание и усиление депрессивного поведения, к дополнительным аспектам относится и подкрепление депрессивного поведения другими людьми (семьей, близкими, друзьями).
То есть, мы говорим о том, что из разного рода заботливых побуждений происходит дополнительное подкрепление поведения, которое усугубляет депрессивное состояние (например: лежание в кровати, смотрение телевизора и т. д.). Следует отметить, что в таком поведении нет негативной оценки, но в случае с депрессивным состоянием оно становится неблагоприятным и подпитывающим депрессивную симптоматику.
Эмоциональное отстранение, снижение активности, ангедония и патологическое нежелание деятельности, связанной с обычной жизнедеятельностью, становятся не просто проблемой, а дополнительными триггерами, усугубляющими депрессивное состояние. В поведенческой активации терапевтическая модель направлена на создание дополнительных стимульных условий снижения подобного поведения и формирования проактивного поведения.
Ежедневный мониторинг деятельности и ценностная сфера — важные составляющие формирования проактивного поведения. В этом смысле планирование деятельности с включением ценностно значимых мероприятий становятся важным элементом, имеющим терапевтическую пользу. Планирование деятельности представляет из себя включение в повседневность таких мероприятий, которые основываются на ценностных ориентирах клиента. Основная задача и терапевтическая помощь будут заключаться в том, чтобы создавать и планировать такие мероприятия, которые будут выполняться клиентом, в этой связи важно помнить о реализуемости планируемого. Терапевт помогает клиенту сформировать планирование деятельности, объясняя, что целью является не само по себе планирование, а именно поведенческая реализация запланированных действий.