Планирование деятельности в поведенческой активации при депрессии

Планирование деятельности — это один из ключевых элементов протокола поведенческой активации. В чем особенности такого планирования? Каковы предпосылки и на чем основывается такое планирование? Как планирование деятельности влияет на работу с депрессивным состоянием?
Июнь,28, 2023
© Дмитрий Демидов
Фото: Unsplash
Мы уже рассмотрели некоторые аспекты протокола поведенческой активации. В частности, в этой статье объяснилось, что такое поведенческая активация, в другой статье, мы уделили внимание такому важному элементу поведенческой активации как ежедневный мониторинг, и еще одна статья была посвящена поведенческой деятельности и роли ценностей в ней. Эта статья завершает цикл знакомства с протоколом поведенческой активации и в ней мы рассмотрим планирование деятельности.

В чем особенности планирования деятельности в поведенческой активации?

Напомним, поведенческая теория депрессии основывается на том, что такие процессы как потеря позитивного подкрепления, увеличение негативного подкрепления и излишнее наказание влияют на создание и усиление депрессивного поведения, к дополнительным аспектам относится и подкрепление депрессивного поведения другими людьми (семьей, близкими, друзьями).

То есть, мы говорим о том, что из разного рода заботливых побуждений происходит дополнительное подкрепление поведения, которое усугубляет депрессивное состояние (например: лежание в кровати, смотрение телевизора и т. д.). Следует отметить, что в таком поведении нет негативной оценки, но в случае с депрессивным состоянием оно становится неблагоприятным и подпитывающим депрессивную симптоматику.

Эмоциональное отстранение, снижение активности, ангедония и патологическое нежелание деятельности, связанной с обычной жизнедеятельностью, становятся не просто проблемой, а дополнительными триггерами, усугубляющими депрессивное состояние. В поведенческой активации терапевтическая модель направлена на создание дополнительных стимульных условий снижения подобного поведения и формирования проактивного поведения.

Ежедневный мониторинг деятельности и ценностная сфера — важные составляющие формирования проактивного поведения. В этом смысле планирование деятельности с включением ценностно значимых мероприятий становятся важным элементом, имеющим терапевтическую пользу. Планирование деятельности представляет из себя включение в повседневность таких мероприятий, которые основываются на ценностных ориентирах клиента. Основная задача и терапевтическая помощь будут заключаться в том, чтобы создавать и планировать такие мероприятия, которые будут выполняться клиентом, в этой связи важно помнить о реализуемости планируемого. Терапевт помогает клиенту сформировать планирование деятельности, объясняя, что целью является не само по себе планирование, а именно поведенческая реализация запланированных действий.

Планирование деятельности и помощь близких

Усталость, потеря сил и безразличие являются спутниками депрессивных состояний. Проблема поведенческих изменений при депрессии одна из самых важных для формирования устойчивой модели выхода из неё. Снижение поведенческой активности не описывается единой универсальной моделью, каждый случай депрессивного состояния имеет собственную индивидуальную картину с некоторыми общими составляющими, например, потерей позитивного подкрепления. Поэтому и планирование деятельности у каждого страдающего депрессией человека будет строиться на его индивидуальных характеристиках. Фактор среды будет играть значительную роль.

В данном случае под средой понимается окружение человека. То, как близкие будут реагировать на депрессивное поведение, будет влиять в том числе и на то, как будет поведение формироваться. Например, если близкие в определенной степени будут осуждать человека с депрессией (делать замечания, ворчать, кричать и т. д.), то вероятность того, что наказание будет усугублять ситуацию крайне высока, но при этом и способствование чрезмерному отдыху в течение длительного времени так же приводит к определенным неблагоприятным последствиям (сложно встать с кровати, убраться и т. д.).

Таким образом, в планирование деятельности может включать помощь близких и знакомых людей для создания нового проактивного поведения. Вероятность преодоления депрессивного состояния может повыситься при включении в проактивное поведение поддержки других людей. Клиент может планировать часть своей деятельности таким образом, чтобы включать в нее помощь других людей в реализации намеченного мероприятия (в поведенческой активации используется термин «контракты»).

Как помогает терапевт в планировании деятельности?

Терапевтическая поддержка клиента в протоколе поведенческой активации заключается в том числе в помощи клиенту планировать и осуществлять поведенческую деятельность, направленную на преодоление депрессивного состояния и формирования поведения, основанного на ценностях. При планировании деятельности терапевт помогает клиенту с проблемами, которыми он сталкивается в процессе ведения ежедневного мониторинга, проводит психологическое образование, разъясняя клиенту важность планирования деятельности с опорой на ценности, обсуждает с клиентом выполнение домашних заданий и их реализацию вне сессий.

Важным элементом в планировании деятельности для клиента является выявление и обозначение избегания действий, которые могут показаться клиенту неприятными и бесполезными. Терапевт показывает и объясняет клиенту, что избегание неприятных ощущений, негативных мыслей и беспокойства имеет взаимосвязь с депрессивным состоянием, а дальнейшее использование избегания приводит только к краткосрочному облегчению неприятных ощущений, мыслей и эмоций.

В завершение отметим, что планирование деятельности в поведенческой активации является важным элементом в формировании поведенческих изменений у людей с депрессией. Практически на протяжении всей терапии по протоколу поведенческой активации навык формирования планирования деятельности является одним из базовых для людей с депрессивной симптоматикой с точки зрения поведенческого подхода. Следует подчеркнуть, что само по себе не планирование деятельности является основной задачей в поведенческой активации, а создание такого механизма изменения поведения, который бы помог клиенту, опираясь на его ценности, планировать и реализовывать новое поведение с позитивным подкреплением.
Made on
Tilda