Почему опыт может вводить в заблуждение? На примере получения удовольствия.

Опыт часто воспринимается как неотъемлемая составляющая нашего существования. Как правило, опыт воспринимается как важный жизненный багаж и «без него никуда». Но в каких случаях опыт мешает?

© Дмитрий Демидов, 01 июня 2022

Наверное, сложно себе представить кого-то, кто не слышал апелляций к опыту (жизненному, рабочему, любовному, бытовому, водительскому и т. д.). Опыт может быть оценен как плохой — хороший, правильный — неправильный. Формально эту оценку дает сам человек, иногда социум предлагает или навязывает эту оценку, задает некий «стандарт». Однако слышать, что опыт может мешать, приходится не так часто. Обычно человек сживается со своим опытом, привыкает. Но всегда ли наш опыт оправдывает выбранные нами модели поведения?

Опыт как повторяющийся поведенческий механизм

Если сводить опыт к поведенческому механизму, то это результат выбранных моделей поведения, которые привели к определенному результату. Этот результат человек определит для себя с каким-то знаком и сохранит его. Здесь следует обратить особое внимание на оценку опыта. То есть знание об этом опыте закрепляется со знаком плюс или минус. Нет, это не безусловная универсальная модель, но, как показывает терапевтическая практика, очень распространенная. От нашей оценки опыта начинает зависеть наша модель поведения, которая выбирается в будущем при аналогичных обстоятельствах. Важным фактором здесь будет то, что контекст нашего поведения изменится, а поведенческая модель останется прежней и почему-то не будет приносить желаемого результата (такого «как в прошлый раз»).
Посмотрим на примере получения удовольствия от отдыха. Модели отдыха бывают разнообразными. Ночная жизнь, барные улицы, клубы — это одна из самых распространенных моделей. Даже в ковидное время тяга к вечеринкам во всем мире не утихала ни при каких обстоятельствах. Спросите Бориса Джонсона.

Каким же образом опыт получения удовольствия от ночной жизни может мешать?

Подчеркнем, что речь не идет о морализаторстве. Речь о том, как со временем опыт получения удовольствия от еженедельных вечеринок через определенный период может перестать это удовольствие приносить. Человек отчаянно будет возвращаться все к тем же поведенческим моделям, но без того результата, на который он рассчитывает. И, в какой-то степени, опасность приближения себя к противоположному результату — раздражению — может заместить удовольствие. Достаточно частым примером в терапевтической практике является обращение к психологу в тех случаях, когда поведенческие модели перестают работать на ожидаемый результат. Человек в недоумении приходит к терапевту с жалобами на невозможность получения желаемого, в нашем случае — удовольствия.
«Ничего не изменилось, но раньше все было совершенно иначе: легче, интереснее, веселее. А теперь всё не так», — говорит клиент.

Опыт, который оценивался клиентом как положительный, предполагал, что избранные поведенческие модели, такие знакомые и такие приятные в прошлом, принесут такой же результат. Но контекст изменился, та модель, которая еще 15 лет назад работала безупречно, работает уже не так, а иногда и с последствиями приобретения различных зависимостей. Сравнение и оценка опыта подталкивают человека еще раз пробовать эту же модель, но результат каждый раз не приносит удовлетворения. И сам механизм оценки и сравнения вызывает вопросы: такой механизм отдаляет человека от осмысления собственных потребностей, от переосмысления опыта в новых обстоятельствах, новом контексте. Опыт начинает мешать, точнее, даже не сам опыт, а отношение к нему через повторяющуюся оценку и сравнение с опытом других, опытом культурно обусловленным, своим опытом прошлых лет.
Возможно, не все согласятся с тем, что приведенный пример убедителен. Но попробуйте вспомнить, от какой модели поведения Вы раньше удовольствия получали гораздо больше, чем сейчас? Что это была за модель, и почему эффект получения удовольствия изменился? Оставляю Вас с размышлениями об опыте.
Фотограф:
Polina Tankilevitch