«Ничего не изменилось, но раньше все было совершенно иначе: легче, интереснее, веселее. А теперь всё не так», — говорит клиент.
Опыт, который оценивался клиентом как положительный, предполагал, что избранные поведенческие модели, такие знакомые и такие приятные в прошлом, принесут такой же результат. Но контекст изменился, та модель, которая еще 15 лет назад работала безупречно, работает уже не так, а иногда и с последствиями приобретения различных зависимостей. Сравнение и оценка опыта подталкивают человека еще раз пробовать эту же модель, но результат каждый раз не приносит удовлетворения. И сам механизм оценки и сравнения вызывает вопросы: такой механизм отдаляет человека от осмысления собственных потребностей, от переосмысления опыта в новых обстоятельствах, новом контексте. Опыт начинает мешать, точнее, даже не сам опыт, а отношение к нему через повторяющуюся оценку и сравнение с опытом других, опытом культурно обусловленным, своим опытом прошлых лет.