Человек остается со своими привычками один на один. Не всегда привычки осознаются как вредные или мешающие, бывает и так, что причина не рассматривается клиентом как поведенческая. Клиент приходит к психологу с некоторым страданием, как сказали бы психоаналитики симптомом, и пытается разобраться в чем собственно дело. Здесь и нужна помощь психолога.
В силу своей профессии и психологического знания психолог становится тем специалистом, который помогает клиенту разобраться с описываемой проблемной ситуацией. С точки зрения поведенческой психологии мы как раз разбираемся с тем, что подвергаем поведение функциональному анализу, помогаем клиенту разобраться с причинами и следствиями поведенческих моделей, к числу которых относятся и привычки. Когда привычка или устойчивая модель поведения приводит к дезадаптивности, возникает ситуация, при которой именно анализ поведения через определённые терапевтические механизмы (например, анализ процессов психологической гибкости в терапии принятия и ответственности) позволяет понять каким образом возникла привычка, к каким последствиям она приводит, что именно хочет изменить клиент в этой привычке, какова конечная цель изменения поведения.
Резюмируя, можно сказать, что:1) Поведенческие изменения, которые будут способствовать созданию новой адаптивной модели устойчивых изменений — новой привычке — сложный и затратный, с точки зрения мозга, процесс.
2) Добиться устойчивых поведенческих изменений самостоятельно возможно, но требует значительных усилий и функционального анализа изменений (без определенных знаний — саморефлексии или интроспекции — не обойтись). Но как показывает практика, просто чтение популярной литературы по саморазвитию недостаточно и подходит маленькому проценту людей.
3) Психолог помогает разобраться с анализом поведения, функцией привычки, исследованием того, в какой степени привычка перестала быть адаптивной и почему она не отвечает более запросам клиента.
4) При корректном исследовании проблемы психолог дает клиенту обратную связь с психологической информацией поведенческих изменений, оказывает психологическую поддержку (о ней читайте в статье
здесь) в период сложных изменений клиента.