Предложенная иерархия потребностей может рассматриваться лишь в некоторых аспектах объяснения поведения человека, но в целом относится к ней как к научно доказанной и обоснованной модели не стоит. Вот как
резюмируют критику иерархии потребностей Бенджамин Хенвуд и его коллеги:
«Распространенная критика Маслоу заключается в том, что, хотя самоактуализация имеет смысл на вершине иерархии, а физиологические потребности, такие как пища, вода и воздух, находятся внизу, природа и порядок уровней потребностей между ними субъективны или произвольны. (Wahba and Bridwell 1976). Если существует набор „основных благ“ или потребностей, необходимых для достижения самоактуализации, неясно следует ли и как именно размещать их в иерархии (Nussbaum 2006; Rawls 1971). Другая критика теории Маслоу заключается в том, что линейный процесс несовместим с восстановлением психического здоровья, которое было определено как рекурсивное и последовательное (Ridgway 2001). Интересно, что более поздняя работа Маслоу (1970) предполагает, что стремление к самореализации может проявляться скорее в разочаровании от неудовлетворенности потребностей, а не наоборот. То есть столкновение с невзгодами и неудачами может привести к самореализации».
На сегодняшний день достаточно сложно найти практикующего психолога, который бы использовал «пирамиду Маслоу» в ее популярном виде. Хотя в какой-то степени, теоретическая модель иерархии потребностей используется. Например, в протоколе первой психологической помощи учитываются базовые потребности физиологических нужд и потребности в безопасности при работе в кризисных ситуациях. Однако, современная психология не ограничивается только одной мотивационной моделью и учитывает актуальное психологическое знание в своей работе.
Представляется, что некритичное восприятие «пирамиды Маслоу» в ее вульгаризированном виде является некорректным. Уже во второй половине 20 века устоялось мнение, что единая и универсальная теория мотивации, которая удовлетворительно описывает и объясняет поведение человека, практически невозможна.