Поведенческая деятельность: сферы жизни, ценности и активность при депрессии

Сферы жизни и ценности лежат в основе поведенческой деятельности. Одна из идей поведенческой активации — это создание контакта с разнообразными источниками подкрепления. Разбираемся какую роль ценности играют в поведенческой активации.
Июнь, 26, 2023
© Дмитрий Демидов
Photograph: Paola Chaaya / Unsplash
Это очередная статья цикла о поведенческой активации. Ранее мы разобрали, что такое поведенческая активация и какую роль в протоколе играет ежедневный мониторинг поведения. В этой статье мы остановимся на ценностях и сферах жизни, которые лежат в основе поведения и вокруг которых выстраивается поведенческая активация.

Сферы жизни и ценности в поведенческой активации

Любые наши действия, любое наше поведение формируются на базе определенного жизненного опыта. Не вдаваясь детально в теорию поведения человека, обозначим, что поведение формируется длительное время и включает в себя множество факторов. Каждый человек функционирует в социуме и имеет разделение жизненных сфер на такие категории как: межличностные отношения, образование (карьера), отдых (интересы), ум (тело), ежедневные обязанности. Предложенное разделение является условным и заимствовано из протокола ВАТD-R. Конечно, в терапии клиент самостоятельно определяет и выделяет сферы жизни так, как захочет, разъясняя терапевту свою позицию.

Далее, когда сферы жизни определены терапевт или клиент переходят к ценностям (иногда их называют жизненными принципами или ориентирами). Почему эти аспекты важны? Так как поведение без человека не существует, важно понять, на что опираться клиенту при создании различных активностей и поведения, поэтому ценности как фундаментальный фактор становятся теми самыми ориентирами для создания ценностно значимых действий. При депрессивных состояниях клиенту бывает сложно разобраться, для чего ему делать те или иные активности, ценности же помогают в объяснении поведения, его изменения или активации. Процесс активации улучшается с опорой на значимые ценности.

Как определяются ценности в поведенческой активации?

Ценности в поведенческой активации определяет клиент самостоятельно, ему предлагается выделить сферы жизни, а далее в каждой из сфер определить ценности. Терапевт помогает клиенту различными способами разобраться с определением ценностей, например, могут быть предложены списки ценностей или карточки, при этом сам клиент всегда может дополнить какие-то иные ценности.

Важной ролью терапевта на этом этапе является разъяснение клиенту вопросов о ценностях, их разграничения с целями. Подробнее о действиях, основанных на ценностях, можно почитать тут.

С точки зрения поведенческой активации (и поведенческой науки в целом) ценности рассматриваются тоже как поведение. То есть если клиент считает, что он хороший брат, от терапевта последует уточнение, а что значит «хороший брат» с точки зрения действий. Важно подчеркнуть, что в поведенческой активации ценностный подход позволяет подкрепить действия клиента и объяснить их значимость.

Функциональность ценностного поведения

В рамках терапевтической работы по протоколу поведенческой активации предполагается, что ценности помогают клиенту сформировать значимые поведенческие мероприятия и расширить свой поведенческий репертуар. Эта помощь обуславливается не просто действиями ради действий, а ценностными ориентирами для формирования этих действий в сложный период депрессивного состояния. Более того, исследование своих ценностей предполагает и их пересмотр, иногда используется термин «инвентаризация». То есть клиент не просто составляет список, а определяет значимую для него на данном жизненном этапе ценностную конструкцию, пытается посредством заполнения соответствующих форм, включая ежедневный мониторинг, проложить определенный ценностный путь преодоления своего депрессивного состояния.

В следующей статье о поведенческой активации мы поговорим о планировании деятельности и дополнительных аспектах в терапии протокола.
Made on
Tilda